НЕЦВЕТАЕВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ – художник, поэт, мемуарист, архитектор, педагог, искусствовед – родился 6 июня 1940 г. Будучи школьником, занимался в изостудии Ульяновского Дворца пионеров
у Ю.В.Павлова. В 1963 году окончил Московский архитектурный институт.
Со студенческих лет и по настоящее время регулярно занимается газетно-журнальной и книжной графикой. Работая в разных жанрах, в числе которых портрет и пейзаж, особую слабость питает к сюжетам русской истории XVIII – XIX века, выделяя при этом “пушкинскую эпоху”. С 1985 года – участник зональных, республиканских и Всесоюзных художественных выставок (в частности, в 1987 году пять работ были представлены на Всесоюзной выставке “Пушкин в памяти поколений” в Москве, а композиция “Миг вожделенный настал…” выставлялась в том же году на восьмой Всесоюзной выставке акварели в Ленинграде). В октябре 1991 года двадцать две работы экспонировались в Государственном музее А.С. Пушкина.
В 1999 году был участником Всесоюзной художественной выставки “Болдинская осень” и награждён Золотой пушкинской медалью творческих Союзов России.
В том же году вышла книжка стихов Нецветаева “Симбирская гора” о Пушкине и его современниках с авторскими иллюстрациями. В последние годы преподаёт живопись будущим архитекторам в Ульяновском Государственном техническом Университете.
Лев Николаевич Нецветаев – Почётный архитектор России, Член Союза художников России, лауреат Золотой Пушкинской медали творческих союзов России.
Пушкинская тема в творчестве Льва Николаевича Нецветаева
Пушкинская тема близка и дорога сердцу ульяновского художника, лауреата Золотой Пушкинской медали творческих союзов России Льва Нецветаева.
Пушкиниана Льва Нецветаева – это глубокое постижение поэта, приближение Пушкина к нам, современникам, желание показать гениального поэта живым человеком, которому не чужды радости и горести. Глядя на картины Нецветаева, понимаешь, что Пушкин необычайно близок художнику. Символичен даже и тот факт, что художник родился в день рождения великого поэта. Картины Л. Нецветаева – это попытка заглянуть в художественный мир Пушкина, уловить мгновения рождения стиха, передать образ поэта, озарённый светом мелькнувшей бессмертной строки…
Пушкин, созданный Львом Нецветаевым, многогранен и динамичен. Его пушкиниана не столько иллюстративна, сколько эмоциональна. Возвращая вспять века, художник словно наблюдает за поэтом. Пушкин показан в разные годы жизни, в разные периоды творчества, в разном окружении и душевном состоянии. Художнику важно всё: взгляд поэта, наклон головы, движение руки, поза. Вот Пушкин над раскрытой книгой, в руке – перо, взгляд полон мыслей о новом, ещё не рождённом, но которое уже просится на чистый лист.
Вот поэт в окружении друзей, вдохновенно читающий свои рукописи. Белоснежная сорочка, чёрные как смоль, вьющиеся кудри, весёлый взгляд, белозубая улыбка –
и добрые, милые лица собратьев по перу. Вот он с Языковым, картина выполнена
в единой колористической гамме, передающей духовное родство поэтов, ведь не случайно они – «жрецы единых муз, Единый пламень их волнует…».
Вот смуглокожий араб на фоне чистой, ясной палитры среднерусской природы…
На другой картине поэт в объятиях тёплой южной ночи, его озаряет отблеск пламени костра, и легко вспоминаются строки «Цыган»…
А вот Пушкин на дуэли, здесь он грустный, задумчивый, одинокий путник, заглянувший за роковую черту; умирающий Пушкин, пламя свечи освещает его лицо и тёмные, согбенные фигуры вокруг, и многое, очень многое можно прочитать во взгляде поэта…
Лёгкие, тёплые, прозрачные акварели, изображающие поэта среди природы, «где сердцу мило всё», в кругу друзей, с воздушной, грациозной Натали, – соседствуют с прохладной серо-белой гаммой акварелей зимнего Петербурга, холодного не только своей студёной зимой, но и отношением к поэту высшего света. Официальный, затянутый в мундир Петербург, поворачивается спиной к поэту, и не случайно Пушкин на этих акварелях словно отталкивается от колючих, упирающихся в спину взглядов своих недругов, устремляется прочь от них.
Графическая пушкиниана Льва Нецветаева заслуживает особенного внимания. Изящество и точность линий передают ту самую неповторимую «лёгкость» поэта, которая остаётся загадкой на все времена. Невольно вспоминаются блоковские строчки – «Это лёгкое имя – Пушкин!» Рука с пером на отлёте, откинутая голова, распахнутая сорочка и взгляд – туда, в даль стиха… В других работах на лице Пушкина печать незаслуженных обид, огорчений, утрат. Вехи судьбы поэта переданы точным росчерком пера художника.
У Нецветаева поэт красив внешне и внутренне. Художник сумел уловить эту гармонию и передать тот внутренний огонь души поэта, который прорывается наружу, когда «… пальцы просятся к перу, перо – к бумаге. Минута – и стихи свободно потекут…».
Для художника очень важно – не сфальшивить, не переступить грани оправданного домысла. Художнику Нецветаеву веришь, он создаёт эффект присутствия поэта, ощущение его реальности и близости современникам. И в этом – залог успеха его пушкинианы.