Лучшие шпаргалки для писателей

Здравствуйте, друзья, на связи Георгий Кесов. Сегодня я решил перечислить лучшие подсказки и шпаргалки для писателей, которые облегчат творческий процесс и сэкономят вам немало времени.

 

Общая

Здесь я хочу дать схему, благодаря которой можно описать общие детали романа: — укажите, в каком мире происходят события (если это фэнтези) — какой там политический режим, как устроена экономика, какие города/страны есть в этом мире и так далее; — как измеряется время — разделяется ли оно на отрезки (дни, месяцы, годы); — какие расы/национальности обитают в этом мире, и каких религий они придерживаются; — какие профессии здесь популярны, и чем жители расплачиваются за товары/услуги (название валюты/бартер). Глобальные детали можно перечислять до бесконечности, я лишь постарался выделить основные моменты, чтобы вы могли развивать идею дальше.

 

Личностная

— имя/возраст/пол/раса/национальность/внешность каждого ключевого персонажа + особенности характера и основные моменты из биографии;

— для эпизодических персонажей нужно указать хотя бы несколько важных фактов из биографии, и описать внешность;

— какую роль выполняет каждый персонаж, и как это влияет на развитие сюжета;

— прочие важные детали, связанные с героями произведения.

 

Сюжетная

— Экспозиция (здесь автор «знакомит» читателя с персонажами, а также описывает время, место действия и прочие детали, чтобы подготовить читателя к дальнейшему развитию событий);

— Предзнаменование (намёки на то, что обстановка скоро начнёт ухудшаться);

— Завязка (событие, из-за которого обостряется, либо возникает конфликт);

— Нарастание (развитие конфликта до достижения наивысшей точки напряжения);

— Кульминация (переломный момент, когда возникает максимальное напряжение в произведении);

— Развязка (заключительная часть, где происходит разрешение конфликта).

 

Последовательная

— общее описание событий в произведении (хронологическое), и деление этих событий на главы;

— деление глав на эпизоды (уже с более подробным описанием того, что будет там происходить + какие персонажи будут задействованы в том или ином эпизоде);

— деление эпизодов на сцены, с подробным описанием всех событий, которые будут происходить + какие персонажи будут задействованы в той или иной сцене + прочие важные детали;

— внесение корректировок (если надо).

 

 

Дополнительно: способы повествования

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Когда ведётся повествование от 1-го лица, то нужно, чтобы рассказчик параллельно являлся ещё и героем произведения. Таким образом повествователь и описывает сюжет, используя местоимение «я», либо «мы».

Зачастую писатели используют этот вид повествования, чтобы передать через персонажа собственные чувства, мысли и переживания. Сюжет обычно вращается вокруг автора-главного персонажа, позволяя читателям узнать, что творится в душе у героя.

Пример повествования от первого лица:

— Брагин, что тут происходит? — сказал мне подошедший глава нашей школы. — Ребята пристают к тебе? «Что ему ответить? — подумал я. — Скажу правду, и меня все стукачом считать будут. А если совру, что всё нормально, то до самого окончания школы придётся терпеть эти издевательства. Ситуация в любом случае проигрышная!»

(из моего рассказа «Не такой»).

Многие начинающие писатели «творят» от первого лица. Казалось бы, что так намного проще, верно? Да вот не всегда — создать крупное произведение от 1-го лица достаточно сложно. А всё потому, что невозможно оказаться в том месте, где нет героя-рассказчика. Соответственно, он упустит все события, которые лично не застал.

Вот вам пример: рассказчица — мать. Её пятнадцатилетняя дочка пошла на вечеринку и познакомилась там с местным донжуаном. И если автору важно передать сцену знакомства для дальнейшего развития сюжета, то это будет проблематично, ведь мать не была на этой вечеринке.

Конечно, есть решение: дочка может сама ей всё рассказать потом. Но, а что, если они в плохих отношениях? Как тогда «заставить» дочь этим поделиться?

В общем, начинающему автору придётся постараться. Но всё приходит с опытом.

Двигаемся дальше.

 

 

ОТ ВТОРОГО ЛИЦА

Редкий тип повествования. Автор использует местоимение «ты», обращаясь к главному персонажу. Это нужно для того, чтобы читатель мог максимально сопоставить себя с героем произведения.

Пример повествования от второго лица:

Как тебя сюда занесло? Приволок тебя сюда, в этот кабак, Тэд Аллагэш, твой друг, а сам потом смылся. Вот Тэд как раз из тех, кому в самый раз встречать рассвет в подобном месте. Быть может, он лучшая половина твоего «я», а может — худшая. Непонятно, одним словом, какая именно. Вот, например, вчера вечером тебе было совершенно ясно, что он твоя лучшая половина. Вы начали на Верхнем Ист-сайде (шампанское плюс неограниченные перспективы) и двинулись дальше, строго соблюдая главное правило Тэда Аллагэша: каждая остановка — выпивка.

(Джей МакИнерни: «Яркие огни, большой город»).

 

 

ОТ ТРЕТЬЕГО ЛИЦА

Этот способ повествования очень популярен, потому что даёт писателю «простор для разгула фантазии».

В данном случае автор обращается ко всем героям, используя местоимения «он», «она», «они». А роль рассказчика выполняет «невовлечённое существо», которое не является героем произведения.

Существует несколько видов повествования от 3-го лица: например, когда дополнительно описываются эмоции и мысли главного персонажа, либо, наоборот, — только слова и действия. А также невовлечённый рассказчик может иметь как ограниченные знания (которые он получает, например, находясь «рядом» с главным героем), так и наоборот, может быстро перемещаться в любое место и знать абсолютно всё (обо всех персонажах, событиях и т. д.).

Пример повествования от третьего лица:

— Сволочь, как ты мог?! Таня размахнулась и изо всех сил ударила Колю рукой по голове. В её глазах читалась ненависть. — Ты с ума сошла?! — вскрикнул Коля, прикрывая лицо. — Ты ещё пожалеешь об этом, скотина! — Хватит, Таня, мне же больно! Таня резко опустила руки и замерла. Вся злость была выпущена, но чувство обиды до сих пор мучило её. Она присела на кровать и начала всхлипывать. «И вот я снова осталась одна, — подумала Таня. — Опять я наткнулась на предателя».

(из моего рассказа «Отвергнутая»).

 

Дополнительно: стилистика

В качестве ещё одной подсказки для писателей выступит этот подраздел о стилистике.

Когда мы создаём художественное произведение, мы всегда хотим, чтобы читатель «прочувствовал» всё то, что мы хотим ему показать — чтобы он увидел те образы, которые мы сами видим. Однако мы можем орудовать только словами, а не «живыми красками».

К счастью, при умелом использовании, художественный стиль позволяет превратить слова в эти желанные образы.

Но зачастую начинающие писатели всё же допускают стилистические ошибки.

Давайте разберём несколько примеров:

 

1. РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ (КЛИШЕ)

Штампы — это выражения, которые когда-то были яркими, но со временем превратились в избитые фразы.

Например: «подложить свинью», «вывести на чистую воду», «ни стыда ни совести» и так далее.

 

2. ПЛЕОНАЗМЫ

Плеоназм — это сочетание близких по значению слов, вызывающих смысловую избыточность.

Например: «ценные сокровища», «утренний рассвет», «памятный сувенир».

 

3. ТАВТОЛОГИЯ

Тавтология — необоснованное повторение одних и тех же (либо однокоренных), или близких по смыслу слов. Проще говоря, это излишний плеоназм. Например: «случился случай», «масло масляное», «спросить вопрос».

 

4. НЕБЛАГОЗВУЧИЕ

Старайтесь избегать неблагозвучие — негармоничное сочетание звуков (например, сплетение шипящих и свистящих согласных, которое нередко встречается в причастных оборотах).

Пример неблагозвучия: «снижение опасности поражения насаждений пожарами».

 

5. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ

Это слова и выражения, которые обычно используются в официально-деловом стиле речи. В художественных произведениях, как правило, они не нужны (но бывают исключения!).

Примеры: «оказывать помощь» вместо «помогать», «производить ремонт», вместо «ремонтировать» и так далее.

 

Источник: https://litfan.ru/instruktsii-sovety-lajfhaki/luchshie-shpargalki-dlya-pisatelej/

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх