…И эта беспредельная тоска кроется в каждом со времен творения.
Она желает пробуждения.
Настоящее сочинение не ставит целью пробудить кого-нибудь, внести самостоятельный вклад в чье-либо мировоззрение. Путь еще не пройден, и мое собственное мировоззрение будет меняться или дополняться, пока живет ум, но разум должен быть определяющим. Истиной свойственно называть то, что не подлежит оспариванию. Оно как бы есть, существует само по себе или не зависит от умственных интерпретаций, а значит, незыблемо. Впервые об истине мы узнаем из священных писаний. Но истину, наверное, даже нельзя облечь в слова, а скорее, она есть внутреннее переживание вне ума. Ты просто знаешь и все. Именно так просто и лаконично выразил словами ученый Карл Густав Юнг «Я просто знаю», тем самым не став впадать в словесную обусловленность. Слова способны выражать поверхностные признаки, но могут ли они олицетворять глубинные, не лежащие на ладони явления?
Итак, в основе моего сочинения лежит опыт, накопленный знанием из прочитанных книг, из собственных размышлений и, в конце концов, из практического индивидуального опыта проживания жизни. Беспредельная тоска – это то, что есть в каждом человеке. Это то, что время от времени дает о себе знать в редкие минуты, когда мы чувствуем как бы нехватку воздуха. Но это светлое чувство, ведь в эти минуты или мгновения мы не ощущаем тяжести или, вернее, ощущаем некую скованность и желаем освобождения. Но освобождением от чего? Думаю, что беспредельную тоску не следует путать с некой сентиментальностью или самооправданием, что является естественно ошибкой и, скорее, мешает духовную развитию или пробуждению. В когнитивной науке существует такое определение как ментальная ловушка, искажение – внутреннее переживание негативного, что с нами случилось или может случиться. Беспредельная тоска – это особенное чувство, связанное с радостью и печалью человеческого бытия. Люди способны ощущать такую тоску, и причины появления этого чувства должны быть поняты на всех возможных уровнях. Почему я так пишу? Потому что одного умственного труда и объяснения недостаточно, что является подтверждением тому, о чем я писал выше.
И здесь я подхожу к определениям ума и разума. Итак, мы должны, наверное, понимать, что ум и разум не схожие по смыслу понятия. Ум наделен свойством выражать концептуально, формулировать логические построения…
Ум, с инженерной точки зрения, можно сравнить с хорошо отлаженным построенным мостом, с помощью которого можно передвигаться от одной точки в другую… Применимо к жизни, можно сказать, что человеческие существа способны существовать и развиваться в социуме, выполнять определенные функции индивидов в личностной и коллективной среде. Поскольку общество требует такого заданного алгоритма, то есть конкретные социальные роли или модели, их взаимная обусловленность, выраженная в осуществлении или воздержания от осуществления конкретных действий. В основе всего этого лежит мораль, обычаи или традиции, а также предписанные нормы закона. Социальные роли или модели можно еще выразить словом «установка», что, конечно, не может нравиться на первый взгляд, так как можно представить себе машину, в которую вписаны некие программы. Но не стоит остерегаться этих слов. Психологические установки различны, и для здорового существования общества некоторые, хотя и не все они, необходимы. Конечно, те, кто уходил в горы и медитировал там по многу лет, жили отшельниками, освобождались от негативных установок, приходя к истине. Притом, достигнув иного состояния, они не убегали прочь от людского мира, а приходили к людям, неся в себе новое знание. Путь, который привел их пробуждению – я думаю, есть беспредельная тоска.
То, о чем я хочу написать дальше в этом сочинении, будет иметь фантастическую, а может, перекликающуюся с произведениями известных мыслителей основу. Но я сразу хочу предупредить, что автор данного сочинения чтит живой разум не меньше других, мыслит разумно, опосредованно в той мере, в какой ему подсказывает опыт и естественное равенство: пусть скорее сочинение это будет фантастическим, нежели реальным. На самом деле, я сам этого хочу, чтобы оно выглядело таковым, как бы ни странно и противоречиво это не звучало. И хотя мы привыкли к абсурдности, мы вполне можем словесно описать худшие явления человеческого мира ясно: война, нищета, голод, болезни, экологические катаклизмы…. Можно даже представить более детальные картины. Например, я могу описать место, где люди умирают от голода и болезней ежедневно или уровень преступности настолько высок, что люди боятся выходить из домов, даже приводя даты и имена. Все это последствия человеческих действий, определенные причины и следствия, приведшие к этому. Общий же порядок обусловлен одним важным признаком – бессознательностью. Это может быть личная либо коллективная бессознательность.
Наступает век (а может быть, он уже наступил), когда человек должен начать задавать правильные вопросы и искать на них ответы: Почему возникают войны, что лежит в их основе? Почему люди голодают? Откуда берется нищета? Почему уровень преступности растет в некоторых регионах? и.т.д. На первый взгляд, эти вопросы социального оттенка, пища для ума научного, но лишь на первый взгляд. Каждый человек должен докопаться до сути. Это его долг, на мой взгляд, получить ответы и устранить глубинные причины зла в себе. Я, например, никогда не поверю в утверждение, что для нормального функционирования или развития экономики одного государства требуются захватнические войны. Данная трактовка является не только радикальной, она противоречит разуму и природе целого и может порождать лишь безумие и разрушение. Настоящее развитие должно соответствовать природе рождения и смерти в таком цикле, в каком его рисует природа. Вот первое зерно упало в землю, и появилось вишневое дерево, оно растет молодое и достигает своей зрелости, приносит плоды; а с годами дерево становится жестче, засыхает, но это закономерный порядок бытия. Искусственное порождение насилия, лжи, обмана, лицемерия, зависти, жадности не являются и не будут являться глубиной бытия. Природа не требует того, напротив, противится. Отчего возникают непредвиденные катаклизмы? Нашелся коллектив, который снял документальный фильм «Дом», но почему фильм запретили во многих странах мира? Отчего? Разве изложенное и показанное в нем не является правдой? Не оттого ли запретили, что фильм противоречит целям массовой промышленности? Человеческая жадность требует простоты и обогащения: легче разрушать природу и становиться богаче, чем прилагать усилия для ее сохранения. Вспомним Николу Теслу, который предложил способы извлечения энергетических ресурсов неба и земли, что давало возможность беречь ископаемое топливо, однако существующие тогда магнаты воспротивились новой гениальной мысли.
Я также не согласен с мыслью, что человек человеку волк и лишь только государство сдерживает его от разрушительных действий. Данная мысль изложена в книге-трактате «Левиафан» Томаса Гоббса, и на этот счет у меня есть своя собственная, но оспариваемая точка зрения. Во-первых, государство не только сдерживает, но может также создавать реальные условия для совершения человеком деструктивных действий. И причиной такому утверждению являются множественные факторы, лежащие в становлении, развития, в настоящем функционировании государственного строя. Хорошо нам известные художественные романы-антиутопии рисуют нам мир «прекрасный», мир общечеловеческого порядка, в котором хотя и могут отсутствовать преступления или они сведены к минимуму, все равно происходят или зарождаются конфликты, в основном, в умах главных героев, что, кстати, является своеобразным революционным пробуждением. Во-вторых, как я описал выше, человек, появляющийся на свет, является чистым в самом прямом смысле этого слова. Его душа является чистой, и его взгляд не затуманен. Это неиспорченное создание, и на самом деле свет никуда не девается, даже когда человек подобно снежному кому обрастает эгоизмом, различными установками, его истинное «я» пребывает с ним всегда, но укрывается куда-то под покровы психического льда, образуемого шаблонами. Притом человеку свойственно называть это бессознательным, поскольку это состояние не учитывается в повседневной жизни, где суетность и властность правил и наложения ролей преобладают. Однако же, как бы парадоксально это не звучало, такое состояние как раз является сознательным и в редкие минуты, опять-таки, появление беспредельной тоски тому подтверждение. Осознанность также проявляется в непоколебимом мужестве, когда человек, не думая об опасности, забывая обо всем на свете, бросается на помощь другому. Автор сочинения может привести такой пример из жизни, когда он шел по улице днем, погруженный в злые раздумья, забирающие у него энергию и не дающие ничего кроме печали и раздражения. Он даже не заметил, когда остановился у светофора. Зеленый свет не загорелся, как вдруг перед ним на пешеходный переход шагнула женщина, навстречу которой мчалась машина. Не думая о себе и собственной жизни, он бросился вперед за женщиной и, одернув ее за рукав, вытянул на обочину. Машина промчалась мимо буквально за секунду до столкновения. В этот самый момент он крепко держал ее за руку и смотрел на нее с беспредельной тоской, одновременно радуясь и сопереживая, что все обошлось. Сама женщина тоже, казалось бы, пробудилась от оцепенения, но не знала, какие чувства ей в тот самый момент испытывать.
В настоящий момент он был осознанным, то есть таким, каким требовала от него жизнь человеческого существа.
В другое же самое время, если его отмотать назад, то можно увидеть, как по дороге идет человек, витающий в собственных не радужных мыслях, а также женщина, витающая где-то далеко от настоящего момента….
Что нами руководит часто? Какие эмоции, чувства испытываем, какие мысли роятся у нас в голове, и откуда они берутся? Почему мы не можем жить осознанно, руководствуясь настоящим моментом? Этот вопрос добавляется к списку тех, обозначенных выше. Это не просто риторические вопросы и не просто вопросы к отдельной личности. Это вопросы, заданные всему человечеству. Когда, наконец, будет преобладать разум, а не ум и наступит духовное коллективное пробуждение? Отчего возникают негативные мысли, плоские эгоистические желания, когда один рушит не только свою собственную жизнь, но и жизнь другого человека?
Каждый утро день автора начинается с чашки кофе и чтения новостных рубрик. Я вижу, как во всех точках мира происходят такие ужасные вещи, от которых волосы встают дыбом. И отчего автор читает их снова и снова с интересом, тогда как после их прочтения остается горький осадок и чувство опустошенности? Где вы великие умы человечества, могущие помочь найти ответы на вопросы, в которых мы так нуждаемся. Мы должны докопаться до глубинной сути себя, понять, что скрытые причины, мотивы толкают человека на бессознательные ужасные поступки. Как прав был Виктор Франкл! когда писал эти строки: «Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах» И тут же он писал: Из всего этого мы можем заключить, что на свете есть две «расы» людей, только две! — люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!»
Полностью согласен с данным высказыванием. Но кто такие эти непорядочные люди? Живут ли они сознательно? Для ответа на данный вопрос да вообще мы обязаны понимать, что такое сознание и что такое бессознательное…
Массовая слепая бессознательность особенно проявляется в том, когда ей руководит некая идеология, построенная на всеобщей подчиненности «правому делу». Причем, такое «правое дело» может привести к катастрофе таких социальных масштабов, что у будущих поколений возникает закономерный вопрос «Как такое может быть? Откуда эта беспрецедентная жестокость? Откуда взялось право, кому жить, а кому умирать? Что движет человеком в его жестокости, что движет массами, проявляющими и поддерживающими такую жестокость?». И правда, время показывает, что вспышки ненависти, вражды захлестывали отдельные земли, страны в разные времена, и что виной всему тираны, трусливые в глубине своей души, но жестокие до невероятия. Эти лидеры, влекущие за собой целые народы, однако, какими бы неординарными отрицательными свойствами не отличались, как показывает история, увлекали других, находили в их умах отклик.
Мне всегда симпатизировал миф о солдате Йозефе Шульце. И хотя с исторической точки зрения, миф может быть опровергнут, понимать, что есть люди, способные пожертвовать собой ради других, осознав всю противоестественную грязь, всю нечистоту идеологических помыслов, немаловажно. Мы должны понимать, что все люди одинаковы по своей сути независимо от своей принадлежности к чему-либо, так как созданы по единому образцу природы. Вот так выразил свою мысль Марк Аврелий в своем трактате «Размышления о себе» (Наедине с собой) «Люди существуют друг для друга». Эрих Фром писал в своем труде «искусство любить» о том, что тот может полюбить настоящего другого, кто братской любовью полон. Иными словами, кто любит общество, в котором живет, любит каждого по отдельности как самого себя. Но любит не собственнической эгоцентричной любовью, что можно выразить как нарциссизм, а настоящей и глубинной любовью человеческого существа. Автор настоящего сочинения назвал бы ее любовью осознанной, настоящей, глубинной.
Пробуждение от мрачных мыслей, пробуждение от зла, существующего в каждом человеке способно вывести человека как такового на новый уровень бытия, осознания самой жизни. Читая предания разных народов о святых монахах, мудрецах, которые, отказавшись от суетности жизни, искали истину, я понял, что истина, не есть лежащее извне, обусловленная формами, а нечто сокрытое в недрах души человеческой. Поэтому царство небесное и противопоставление ему – ад, находятся не где-то там, за границами нашего физического существования, а здесь, в нас самих. Мы должны осознать, что наши мысли прямолинейно виляют на наши чувства, побуждения, они определяют наши поступки, и, в конечном счете, причины и следствия становятся вполне понятными, если один зол к другим, но желает хорошего отношения к себе, а другой добр и получает и поддержку от окружающих его людей.
Невосприимчивость к злу по отношению к себе, не мстительность, незлобивость, не раздражительность по пустякам есть качества людей мудрых и уравновешенных разумом. При этом смирение, в некотором роде, это понимание себя, что сам не лучше других, а терпимость к людям раздраженным и сердитым, недовольным жизнью, не слабость, а понимание и принятие их как братьев по природе. Человеческий эгоизм, о котором я писал выше, особенно коллективный, породил много бед для всего человечества. Некоторые из последствий до сих пор отзываются в существующих временах. Понять природу зла, выявить ее, понять, что толкает человека на страшные поступки, преступления, какое зло нашептывает ему и овладевает им, не является отхождением от поисков истины, напротив, на мой взгляд, способствует изучению человеческой природы для понимания закономерности и событийности происходящих явлений во все времена. Углубляясь в данную тематику, автором было прочитано много священных писаний и книг-трактатов о человеческой душе, злых духах и ангелах, чтобы он, наконец, осознал, что наши души, обуреваемые страстями, становятся на путь гибели или порочности тогда, когда ум всецело уводит в мир материального, захватывает полностью, не оставляя места для созерцания и понимания человека места в мире, как существа духовного. Существующее материальное положение не играет, при том, никакой роли: богач может быть также подвержен алчности, скупости, жестокости. Бедняк может пойти на преступление, как сделал Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», прикрываясь выдуманными теориями о непогрешимости человека. Самые страшные преступления совершаются тогда, когда псевдо оправданы умом, но не священным естественным бытием, идущим вразрез с неосознанным содержанием выдуманных эгоистических теорий.
До тех пор, пока пробуждение не коснется человека, пока он не станет на путь поиска духовной истины, его страдания будут сопровождаться всю жизнь, ибо зло лукаво, и даже за маской успешности оно будет сопровождать человека вечным недовольством и нехваткой глубинного понимания себя, настоящего момента в безграничном и прекрасном мире.
Какая глубина!