Почему существует несправедливость?
Что несправедливо для одного, но справедливо для другого?
Справедливость — понятие относительное или нет?
Справедливость — одна или имеет разные формы?
Может ли мир быть справедливым?
Справедлив ли я сам?
Что для меня означает поступать справедливо?
Не ошибаюсь ли я в определении этого слова?
Кто может подтвердить, что я справедливый человек?
Я вижу, как человек идет по улице и, приложив ладони к лицу, как бы жалея себя, кричит: «Это несправедливо, как же это несправедливо!»
Согласно общепринятому пониманию в обществе, справедливость или несправедливость это переживание людей в тех или иных ситуациях, внутреннее принятие или непринятие наступивших последствий.
Человеческая природа такова, что люди наделены воображением и соответственно идеализируют то, что еще не наступило, но должно наступить, и именно в такой форме, в какой они сами желают… Если воображаемому или желаемому реальность противоречит, то часто такое положение вещей является несправедливым.
Понятие о справедливости касается многих сфер жизни: труда, личных взаимоотношений, отношений с обществом, даже общественной связи между преступлением и наказанием. И всегда есть соразмерное противопоставление. Если человек трудится много и хорошо, то он должен и получать много, заслуженно личному вкладу. Если он любит кого-то, справедливо, чтобы и его любили; если он совершил преступление незначительное, то наказание должно быть незначительным. Значит, справедливость складывается из соразмерности, паратезиса, укладывается в уме человека в идее некой формулы, которая уравновешивает причину и следствие.
Для несправедливости как таковой, всегда важен конфликт, который является началом зарождения бурной реакции ощущения несправедливости.
Отчего появляется несправедливость? Возьмем пример из книги Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», главного героя романа Эдмона Дантеса. С ним обошлись крайне несправедливо: арестовали во время его обручения с Мерседес, любовью его жизни, и на много лет — целых 14 лет, — заточили в замке Иф. Важно, что у героя романа был действительный прототип, значит, такое или примерно схожее могло произойти при жизни Дюма, чему он стал очевидцем. Для Эдмона Дантеса разлука с любовью, жестокое обращение, заточение против воли стали суровым испытанием в жизни, но скорее укрепили его дух, чем вызвали смирение, так как само его отношение к несправедливости мы видим в явно выраженном акте мщения, в основу которого положена вся его дальнейшая жизнь на протяжении романа.
Что касается причин, почему главный герой Эдмон оказался в тюрьме – причиной являются люди, их страхи, желания, амбиции и, конечно, — зависть. Для каждого из них было важным либо сохранить свое место, либо улучшить свою жизнь, либо добиться признания и уважения, — так дело обстоит с прокурором Вильфором и бухгалтером Дангларом.
Ситуация с Эдмондом стала для них или возможностью сохранить внешнее лицо в обществе, утратив совесть или, напротив, испытать ее, совершив нравственный выбор в пользу спасения Эдмонда.
Так или иначе, выбор стал ключевым, было принято решение о задержании Дантеса, написаны доносы… и сожаление до самого последнего момента не коснулось виновников драмы.
Очень интересны внутренние изменения Дантеса. Сначала мы видим его некую непогрешимость, честность с окружающим его миром, даже некоторую наивность, свойственную людям простого склада характера. Однако после побега, долгих поисков и скитаний Эдмонд Дантес преображается и становится и коварным, и хитрым, и бескомпромиссным человеком, ровно таким, каким требует от него мстительность. Богатство и положение в обществе только усиливают эти качества, они как бы и были даны Дантесу, чтобы уравновесить чашу весов, ведь его враги тоже не слабы и имеют сильные социальные связи.
Во всяком случае, справедливость для Дантеса выливается в причинении моральных страданий своим врагам. Несправедливостью для Вальфара и Данглара становится все дальнейшее, что случилось.
Итак, несправедливость не имеет единственной относительной формы, так как что одному кажется несправедливым, другому очень даже справедливым.
Для несправедливости всегда важен конфликт, как внутренний, так и внешний, так как для обретения формы несправедливости всегда важно ее неприятие, противодействие ей.
Чувство или ощущение несправедливости может вызывать отрицательные реакции, протесты в виде гнева, злости, раздражения, желания причинить вред из чувства сожаления к себе.
В основе ощущения несправедливости чаще всего может лежать скрытый эгоизм.