Марк Абель. Свеча в тумане

 

Памяти Виктора Франкла

 

Я живой. Дышу. Нахожусь в комнате. Пишу эти строки. Я вижу все вокруг себя, слышу, как в окно ударяются маленькие хлопья снега. Но когда я закрываю глаза, буря в моей душе столь сильная, неуправляемая, она несет меня к пропасти, к бушующему океану, где я могу потонуть. Я представлял себе иначе жизнь, но жизнь складывается именно так, как должно, и если мой ум бунтует и не желает мириться с тем, что происходит, – это от незнания того, что жизнь многогранна.

Душевная боль очень сильная, пожалуй, даже больше, чем я могу себе представить. И я говорю ей: «Привет, боль. Привет, моя прекрасная и ненасытная боль. Ты забрала душу, ты причиняешь ей страдания, но ты по-прежнему остаёшься и не покидаешь меня. Почему? Ты так преданна мне? Всем сердцем? Ты являешься частью меня, ты частица меня самого… Кто я без тебя? Разве могу я быть лучше без тебя? Ты нужна мне. Не покидай меня».

И так, слушая меня, боль становится меньше и послушнее…

Поскольку существуют разные по виду и величине страдания, но самые сильные и долгие, – страдания душевные, люди научились прибегать к молитвам и разговорам. С развитием же психиатрии, терапевтическое лечение невротических расстройств и иных душевных заболеваний обрело особенную пользу, основанную, главным образом, на внушении и самовнушении, а также привело к появлению новых школ и методик познания внутреннего мира человека.

Неоднократно подчёркивалось самим психотерапевтом Виктором Франклом, что каждый насущный век, – век новых душевных болезней, появление которых связанно с потерей ценностных ориентиров и смысла жизни. Такой кризис называется экзистенциальным вакуумом. Наличие вакуума, вызванного отсутствием смысла в жизни, может прийти постепенно при удовлетворении всех насущных нужд в индустриальную эпоху, без наличия какого либо душевного напряжения или, напротив, вакуум может возникнуть при сильнейшем стрессе, повороте судьбы, когда человек сталкивается со смертью близкого, например, или сам попадает в автомобильную аварию и становится инвалидом. Иными словами, человек оказывается в таких условиях, когда внутренние душевные переживания очень сильны и всячески терзают человека. Оказавшись в такой ситуации, человек часто не знает как себя вести, он не в состоянии убежать от душевной боли, поэтому некоторые люди находят утешение в иллюзорных смыслах или, если точнее, в алкоголе, наркотических веществах, игровой индустрии, что, естественно, является пагубным и не ведет к избавлению от боли. Путем самопознания и обретения смысла можно не только избавиться от боли, уменьшить ее, но и даже сделать своим союзником, для того чтобы измениться в лучшую сторону, избавиться от отрицательных свойств, ранее присутствовавших в личности.

Смысл можно обрести несколькими путями. Первый из них заключается в том, что человек творческий черпает его из своей деятельности, и тут как раз он прикасается с непознаваемой частью, будь то поэзия или живопись, сочинение музыкальных композиций, – труд его приносит богатые плоды в форме произведений.

Второй путь является путём переживания, осмысления чувств, когда человек любит другого настоящей искренней любовью или испытывает сострадание, при этом не требуя ничего взамен. Такой человек любит полно, и его жизнь насыщенна, оттого что он испытывает глубокие позитивные потрясения, переживание влечения, сопоставимое с ощущением счастья.

Третий путь приводит к смыслу или осознанию смысла, когда человек лишается многого или почти всего, что отождествляется с его личностью, страдает и обретает новый смысл жизни. Путь страданий – самый известный путь, продиктованный буддийскими учениями, однако не является мифическим. Это реальный, доказанным временем и судьбами людей путь. Многие люди прошли по нему, будучи полностью обездвиженными, потерявшими своих близких, испытавшие серьезные страдания. Наиболее известные примеры, судьба самого Виктора Франкла, который провел несколько лет в концентрационных лагерях, при этом потеряв своих родных, известного бретонца Сатпрема по проведенному интервью, названному «Мое пылающее сердце». Есть также люди, которые рождались инвалидами и с рождения были прикованы к койке или инвалидной коляске. Такие люди находили особенный смысл в существовании, и за счет страданий приходили к самопознанию себя и окружающего мира.

Сиддхартха Германа Гессе показывает нам, что Будда имеет человеческую природу, и, пройдя от брахмана до перевозчика через реку, испытав юдоль аскетизма и подвижничества, послушничества, а затем и силу наслаждений, богатства, и все же пришедшему к страданиям, показывает – насколько полна, содержательна человеческая дорога жизни. «В каждом из нас дремлет Бодхисаттва» – вот слова Сиддхартхи, обретшего покой, осознав сладость и осмысленность страданий.

Экхрат Толле пишет, что люди привыкли делить события на хорошие и плохие, ограничивая, не позволяя взглянуть на приходящее под другим углом. Если смотреть на вещи, не оценивая их, а скажем, просто встречать и, принимая их такими, какие они есть, можно избежать бесплодной душевной борьбы и научиться у жизни спокойствию, любви и смирению.

Тит Нат Хан, великий буддийский учитель, чья обитель находится во Франции недалеко от города Бордо в месте называемом «Сливовая деревня», учит милосердию и состраданию, пониманию и опознаванию момента через дыхание.

Смысл может быть выражен даже во вдохе и выдохе, в приеме пищи и даже мытье посуды.

Находить смысл в помощи другим через сострадание есть высшая форма милосердия и человеческой деятельности. Именно так поступает Грег Мортенсон, поставив перед собой цель – дать детям Азии достойное образование, чья история рассказана в автобиографическом романе «Три чашки чая».

Находить смысл и следовать ему, можно выразить следующими словами Виктора Франкла: «Жизнь задает человеку вопросы. Человек должен не вопрошать, в чем смысл жизни, а понять, что он и есть тот, к кому обращен этот вопрос, кто отвечает жизни, кто ответственен перед ней»; «Каждая ситуация – это зов, к которому мы должны прислушаться и которого стоит послушаться»; «Человек окончательно становится человеком тогда, когда без остатка растворяется в деле или посвящает себя служению другому. Он в полной мере становится собой, только если не замечает и забывает себя»; «Самореализация человека происходит сама собой – как следствие осуществление смысла, а не как поставленная цель».

И если представить нашу жизнь размытой, как будто грянул туман и застал все пространство, я обязательно увижу маленький огонь свечи, зовущий и влекущий меня. И кто знает, может быть ради него я и живу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх