Марк Абель. О диктатуре

 

Любая власть развращает ум, если человеческая воля слаба, а нравственные законы души не стоят в первенстве. Правда, я иногда читаю про людей, завоевавших доверие народа трудами собственной жизни, тем, что называется покровительством нуждающихся, скромностью, мужеством, несмотря на высокие их посты, чтобы не огорчать народы и не подрывать доверия. Такими людьми гордятся любые нации. Такие люди, чьи цели были не жестокое кровопролитие, не громкие слова, идущие вразрез с поступками, не тирания, а искреннее желание добраться до людских сердец, чтобы соединиться с ними, ибо народ и справедливые правители есть одно целое, а не что-то раздельное или существующее само по себе.

Если народная власть при демократических государствах – источник государственной власти, значит, любое правление есть допустимый результат руководства с позволения народной воли. Значит, народ в массе своей обладает непререкаемым, в силу своего существования, историческим авторитетом и сувереном.

Народ избирает правителей, назначает их на должности и ждет от них решительных и смелых шагов для улучшения общественной и экономической жизни страны. Народ ждет заступничества от внутренних преград и негативных внешних воздействий, – народ ждет, что слабые будут защищены, а сильные, если они не правы в глазах человеческой совести и наделённого моралью незыблемого закона, – ограничены в правах. И это, что называется гарантом, справедливостью, благоразумием, а не политическими выгодами. А тот, кто говорит, что массы непостоянны, может смело утверждать, что непостоянны и правители, которые развращаются богатством и властолюбием. И если был Сулла* храбр и скромен поначалу, то не удержался от диктатуры, как и многие его поздние предшественники. Герои завоевывают славу подвигами, правители – государственными делами и реформами. История запоминает всех, но не всех она превозносит. Так, если одному суждено быть молитвой на устах у последующего поколения, то другому – быть помянутым в суровом и злом молчании. Обращаясь к памяти предков, а также к историческим записям смелых выдающихся личностей, дети и внуки будут проникаться во времена эпохи беззакония и гражданского притеснения, если у власти стоял диктатор. О чем подумают они тогда? – «Как хорошо, что мы не живем в то время». И в самом деле, мир – это великое достояние общественности, когда мир – культура, самовыражение расцветают. Диктатура сеет панику и страх, устанавливает железное молчание, подавляет свободную человеческую волю, рвет струны творческой созидательной души. И сама история тому доказательство. Самая страшная диктатура, которая имеет скрытые формы, например, когда провозглашается свобода слова, но ее нет, ибо есть законы, противоборствующие этому положению в полной мере; когда человек, народ волен выбирать или избирать правителя, но правитель избирает себя сам или с помощью средств, продуманных и назначенных им же; или когда закон, опирающийся на фундаментальные ценности, на правду, на равенство, на справедливость переписывается в угоду сильным и более властным людям. Равенство и соблюдение закона при демократическом правлении должно быть неукоснительным.

При капиталистической экономической системе общества проявление диктатуры возможно превыше всего, если законную избранную власть не оградить от влияния элитариев и олигархии. Последние очень хорошо понимают, что деньги в материальном смысле дают власть и стремятся всеми способами закрепить и усилить свое положение. Так они могут влиять на издание несправедливых и неравных законов, воздействовать на судебную ветвь, а также следить за тем, например, чтобы уголовные преследования проводились в отношении неугодных им лиц. Все это может происходить за счет влияния, которое дает сосредоточенное в их руках богатство и от уровня коррупции в рядах власти. Осознавая это, правитель может отказаться от народа и его веры, если страх быть опрокинутым политически – пересилит внутренние догматы. Тогда он либо начнёт двойную игру, желая сохранить лицо при народе, и одновременно удовлетворяя нужды элиты, или вообще откажется от его поддержки.

В последнем случае скрытая форма диктатуры и деспотизма может перетечь в явную агрессивную форму. Когда маски сброшены, и уже нет нужды играть роли, диктатура будет усиливаться, и притеснение неизбежно. Потому как, чтобы сохранить власть, возникнет необходимость подавить народные возмущения. Элитарии оборачиваются на прошлое и видят дух прошлых событий, – возможно и не страх ими руководит, но сильное волнение от общественных закономерностей, и заставляет учить уроки тех дней. Главным инструментом становится пропаганда целенаправленного воздействия на человеческие умы среднего и низшего класса, руководимое знанием о том, что народный бунт всегда начинается с самых низов и поднимается выше, как волна или подводное течение. Здесь очень важно отметить, какие именно средства избираются. Чем развитее общество в технологическом аспекте, тем больше возможностей для влияний. Играет большую роль фактор культуры и образованности низших слоев населения. Чем человек умнее, культурнее, самостоятельнее в мышлении, способен замечать главное и делать не поспешные, но верные выводы, разбираться в источниках информации, в общем, «отличать зерна от плевел», тем труднее манипулировать его сознанием и направлять его волю.

Желая, чтобы в массе своей люди подчинялись и исполняли волю диктатора, управление сознанием достигает грандиозных масштабов. Появляются артисты-глашатаи, ораторы, перевирающие правду, могут появиться комичные политики, разбавляющие соль сатирой, – в ход идут любые средства, чтобы запутать умы. Могут искусственно создаваться оппоненты-противоборцы, идущие будто бы наперекор режиму, высказывающие свободное мнение, но мягко или не совсем очевидно, чтобы реальная власть диктатора могла побеждать в спорах или дискуссиях. Логика же при таком раскладе на таком поприще может быть уязвлена очень серьёзно.

Гениальных же или непосредственных мыслителей, ораторов, писателей и всех тех, кто имеет созидательное мышление, во всей этой сумятице или изгоняют на чужбину, или уголовно преследуют, или делают невменяемыми принудительно. Самая высшая степень ударения при диктатуре – расправа над поэтами…

Печальна судьба народов при диктаторах. Печальна судьба и диктатора. Ибо, как было написано выше, настоящий правитель связан с народом. Все равно что уязвлять собственную ногу, руку. Я слышал о том, что в одной маленькой стране живет правитель, отказавшийся от роскоши и руководимый разумным началом. Маленький дом у него, маленькие комнатки, но множество книг. Любит он цитировать слова глубоких мыслителей. Говорит он, что смерть придет к каждому рано или поздно, но до этого времени нужно исполнять свой моральный долг. Стар он уже. Но люди, народ его любят. Услышав его однажды, я понял, почему.

Уметь смирять ум, желания и понимать нужды тех, кто нуждается в защите, отдавать свои силы тому, чтобы дом, люди вокруг тебя жили лучше, – разве это не достойно правителя? Какая диктатура это вытерпит?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх