Марк Абель. Лекарство от глупости

 

“Обучение по-прежнему понимают только как развитие рассудка,

в то время как оно должно стать источником сил обновления и созидания”.

Мария Монтессори

 

Глупость, в моем понимании, это такое заблуждение, которое обладает здесь духом упрямства и большим складом невежества. Невежество – это необразованность и узкая направленность мысли, не позволяющие воспринимать ситуацию или человека сегодняшнего дня наиболее широко.

Лекарством от глупости может служить просвещение и сила воли. Последнее, сила воли, необходима для неумолимого движения к истине. Мы должны забрать у невежества дух упрямства и перевоплотить его в нечто высокое и достойное разуму, нечто подлинное, гибкое и упорное. Тогда невежество, не обремененное более ничем, кроме обыкновенного заблуждения, уступит место чистой и созидательной, размышляющей, а не блуждающей мысли. И если нам удастся добиться такого результата, то мы будем щедро вознаграждены реальным, а не кажущимся положением вещей.

Видеть то, что сокрыто, или то, что может “esse quam videri” — быть, а не казаться, почувствовать силу рассуждения, опираясь на факты и наблюдения, опираться на общечеловеческие (признанные, но не навязанные ценности), искать и находить знания, изучать их, использовать ради своего блага и блага других людей на пути к их творческой свободе, уметь сомневаться там, где настойчивый глупец утверждает обратное, быть сродни другим потому, что обрел ясность и чистоту мысли, – вот неоценимое богатство и награда для мыслящего человека!

Но что же такое мыслящий человек? Мы все мыслим, но зачастую беспорядочно и хаотично, часто допуская и принимая такие решения, которые более эмоциональны, чем рациональны, поверхностны, нежели обдуманы. И найдется здесь хорошее объяснение, что человек – это живой организм, а не машина, и что он имеет право на свободу ошибаться, а также извлекать из ошибок уроки. И я не буду спорить с данным замечанием, ведь это действительно так. Но можем ли мы утверждать, что научились рассуждать в полную силу наших возможностей, быть наблюдательными и беспристрастными в полную силу? Уметь сомневаться, где необходимо, в полную силу?

Способны ли мы увидеть те внутренние качества и ту особенность мышления, присущую нам и сделавшуюся привычной?

Разве не правда то, что от глупости человеческой страдает не только он сам, но и его ближние? Что, приняв однажды что-нибудь на веру, не имея твердых доказательств, но закабаленный догматизмом, он упорствует в своем заблуждении, распыляясь вплоть до несносного и грубого поведения?

Конечно, не в этом проявляется сила воли в противовес той, которая служит одному разуму. А разум – есть наш воспитанник и учитель; то есть, мы его воспитываем до той поры, пока он не становится нашим путеводителем по жизни. А раз мы его воспитываем (а я имею в виду наше собственное воспитание, какое в наших силах), то и должны относиться к нему с уважением. Уважение к разуму – уважение к себе.

Мятежный разум, смятенный и суетливый, раздражительный и гневливый – это непослушный воспитанник, не достигший порога зрелости. Эмоция для него важнее реальности.

Тот же, кто обрел в лице разума живого союзника и мыслителя, наставника и учителя, – всюду спокоен и сосредоточен. Он доверяет фактам, но проверяет их, он не принимает домыслы на веру, но чувствует жизнь и замечает в ней текущие закономерности. Он не отвергает трансцендентного знания, прикасаясь к источнику жизни, но обладает для своего времени научным складом ума. Он не допускает в сердцевину себя лживых теорий, отравляющих сознание и отправляющих человек в бездну инфантильного и безответственного поведения, страха, где человек – песчинка, брошенная на произвол судьбы всемогущими силами. Он чувствует в себе активность и жизнь, божественное и бесконечное начало. Он всегда честен с собою и отличает фанатичную веру от подлинной и хорошо различает, как следует поступать в той или иной ситуации. Он гуманен и чистосердечен. Он принимает и различает чувства, оставляя их в услужение разумной части себя. Он рассудителен и прочен, как может быть прочна скала или тысячелетнее дерево. И всюду он гибок, пластичен и свободен, как вода!

Опора внутри него. Наблюдение и размышление – его орудие…

Много ли мы знаем таких людей? Но мы точно знаем, что такие люди были и есть.

Так где же это лекарство от глупости? В какой такой стране чудес его найти? Действительно ли оно располагается в местах заоблачных? Не является ли это лекарство стоической силой духа, целеустремленностью, усердием и любознательной живостью на пути к истине?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх