Марк Абель. Письма сестре

Январь

Здравствуй, любимая сестра. Сегодня со мной приключилось то, что я называю пробуждением. Я шел по улице, погруженный в раздумья. Мысли роились в моей голове, наталкивались друг на друга, что я не замечал ничего вокруг себя. Снег под ногами скрипел, мир был полон жизни, шли люди, а я был словно в тумане. У светофора я остановился – загорелся красный. Тело полно осторожности, но не всегда. Впереди меня шла молодая женщина, и она не остановилась; вышла на дорогу, не замечая дорожного движения. И это стало моим моментом пробуждения. Она вышла перед самым носом автомобиля, когда мне удалось, схватив ее за рукав, оттащить к обочине. Машина промчалась, водитель даже посигналить не успел. Секунда промедления и случалась бы трагедия.

Она смотрела таким испуганным взглядом. Я тоже испугался. Испугался за ее жизнь. И этот момент нас очень сроднил. Это и есть пробуждение. Это есть то, что я понимаю под осознанностью. Мы так погружены в свои дела, так сильно думаем о заботах дня, зачастую суетливых, мелочных – что не замечаем главного, – жизни.

Я все время задаюсь одним вопросом: что значит иметь жизнь, быть в ней и быть ею и при этом так часто удаляться? Если я есть сознание, то сознание беспробудное, постоянное и вечное. Тогда почему мысли уводят человека так далеко от себя? Вот он идет, спешит, летит, не замечая движений тела, не замечая ничего, поглощенный одной или несколькими мыслями, фильмом-калейдоскопом, крутящимся в его голове, но все же физически пребывает в реальности. Мудрецы говорят, что быть осознанным не трудно, трудно прийти к осознанности.

Знаешь, что я придумал? Вспоминать всегда этот случай и ряд других, когда я забываюсь и улетаю в проблемы сегодняшнего дня. Это возвращает меня в сегодня, сейчас, в это мгновение – в эту жизнь. Это заставляет меня ценить настоящий момент. Еще я повесил колокольчик над дверьми, чтобы друг-ветер напоминал мне, что я здесь.

 

Февраль

Здравствуй, заботливая сестра. Я хочу поговорить с тобой о сострадании – о том, как оно важно для нашего существования. Каждый из нас испытывает страдание. Мы способны осознавать его, потому что являемся людьми. Все мы испытываем боль, физическую или душевную. Когда я был маленьким и больно ударился, ты сказала мне: «Поплачь, будет легче. Сначала трудно – потом легко». Я запомнил твои слова на всю жизнь. Они не раз мне помогали. Драгоценные слова, словно слитки золота. Запоминая их, ты становишься богаче.

Я помню, как заболел однажды, и меня положили в больницу. Кажется, мне было лет восемь. На соседней кровати лежал мальчик из детского дома. Мы с ним подружились. Он рассказывал мне разные истории, и они казались мне увлекательными. Он был веселым, и у него было воспаление легких. Когда мама пришла ко мне впервые, он сразу оживился, а когда мама узнала, что он сирота, то всегда, приходя ко мне, приносила ему тоже сладости и одежду. Он так сильно радовался. А когда я выздоровел, и меня выписали, мы с мамой вышли в коридор, а он долго смотрел нам вслед со слезами на глазах. Я никогда не забуду этого взгляда.

Одни говорят, что быть эмпатиком плохо, что это влечет к излишней эмоциональности. Знаешь, я думаю, если бы каждый человек понимал другого человека, имел способность сопереживать, пусть даже за счет собственной ранимости, то мир был бы светлее. В большинстве своем мы утратили свойство сопереживать или испытывать сострадание. Без всего этого невозможно и любить. Если же это не так, и я преувеличиваю, то я рад, что я ошибаюсь.

Когда я думаю о том, сколько реальных людей страдает во всем мире, сколько живого страдает от человеческих действий, сколько войн, конфликтов и катаклизмов, – дыхание учащается и к горлу подкатывает ком, а сердце раскрывается для ощущения причастности. Лучше посвятить себя таким минутам в полном одиночестве, чем плакать в кинотеатре на людях при просмотре выдуманной мелодрамы.

 

Март

Здравствуй, добрая сестра. Я хочу затронуть тему благодарности. Как часто бывает так, что мы не отдаем отчета тому, как важно ценить то, что имеешь, то, что преподносит нам новый день. Иногда нам кажется, что один день похож на другой, но это не так. Если мы видим ясно, то каждый день – это подарок Вселенной, бесконечной в своём разнообразии. Если благодарить мир, жизнь, Вселенную всем своим существом, сердцем, за то, что она дает нам, она будет отвечать взаимностью. Какие же дары она дает нам? Их такое количество, что просто не перечесть. Можно потратить целые дни и так и не приблизиться к цели. Если, скажем, прожить восемьдесят пять лет, и с самого детства до окончания земной жизни записывать каждый день одну благодарность, то я уверен, что не удастся достигнуть хотя бы середины. Так она щедра! В наших жизнях всегда есть за что благодарить: за рассвет, наступивший сегодня, за встречу с приятным человеком, за ощущение радости и печали. Жизнь нужно благодарить за все!

 

Я небеса благодарю

За жизнь, которой я живу,

За каждый день – рассвет, зарю,

За книгу новую, главу.

Я благодарен всем морям,

Житейским суетным краям,

За то, чего уже достиг,

В какие дали я проник.

Благодарю, благодарю…

Я в мире светлом миг ловлю.

На берег красочный смотрю,

Благодарю, что я люблю.

 

Апрель

Здравствуй, моя мудрая сестра. Сегодня со мной случился удивительный случай. Внезапно я понял, что молчание является залогом сосредоточия в себе смирения и мудрости. Наши слова, которые мы посылаем в этот мир, могут быть беспорядочными, хаотичными, невзвешенными. Очень часто наступает такое состояние бесконтрольности, что человек говорит все, что у него на уме, идет на поводу эмоций, когда слова – это живые образы, наполненные энергией. Человек посылает эту энергию в мир. Человек должен подумать, прежде чем говорить на темы, что способны его опустошить или позволить втянуть себя в сплетни или интриги. Размышлять, прежде чем сказать слово, мне представляется важным. Внутренняя тишина в человеке порождает спокойность разума и ясность видения. Иногда я бываю (особенно раньше) большим болтуном. Говорю, все что думаю. Иногда это полезно, но чаще нет. Все-таки пребывать в покое лучше, чем быть болтунишкой. Мы используем слова, чтобы оценивать и осуждать других. А если использовать слова, чтобы пробуждать людей, вызывать в них самое лучшее?

Когда я сижу возле реки, смиренно вглядываясь в ее воды и вслушиваясь в ее плески, я наслаждаюсь музыкой тишины, хотя природа наполнена разными звуками.

И все же, я против неискренности и замкнутости, вынашивающей темные помыслы.

 

Май

Здравствуй, хорошая моя сестра. Нет ничего тяжелее, чем научиться прощать. Как же сложно отпускать тех, кто причинил нам боль. Но это так важно не только ради нас самих, но ради тех людей, что причиняли нам физическую или душевную боль. Они тоже наши учителя. Разве без них стали бы мы теми, какие есть сейчас? Пожалуй, что, важно не ожесточиться, не впасть в крайнюю степень цинизма – пусть осторожными, да, не легкомысленными, лишь бы только не представлять образов возмездия. Так не могу понять, откуда в человеке столько всего. Да, человек соткан из света и тьмы. Перед ним каждый раз встает выбор и часто болезненный. Какую сторону он изберет? Прощать нужно наших учителей, ведь у них тоже есть учителя. Прощать нужно несмотря ни на что. Homo sum, humani nihil a me alienum puto. Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Сколько мудрости заложено в этих словах! Когда деструктивная сила тяжести приковывает меня вниз, то я вспоминаю те поступки, которые совершал во вред другим. Это осознание отрезвляет.

Махатма Ганди писал: «Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают».

 

Июнь

Здравствуй, дорогая моя сестра. Все же люди удивительные. Они хотят быть собою, но не могут. Они говорят, что думают так-то и так-то и верят в то-то и то-то, но на деле поступают противоположно убеждениям. Честны ли они? Я стал различать людей естественных и не естественных. Неестественные люди, стремясь произвести впечатление, делают то, что должно вызывать восторг большинства, хотя, может, и претить их природе. Они играют в некие игры, социальные представления, вызывающие во мне разную гамму чувств, но чаще замешательство. Ведь я понимаю, что человеку лучше быть самим собой, и его никто не заставляет не быть собой – он сам примеряет на себя ту или иную роль. Я стал говорить так: «Я буду с тобой самим собой, и ты, пожалуйста, будь». Некоторых это ввергает в ступор. Людям хочется нравиться. Но мне хочется, чтобы рядом был человек, снявший маску актера. Что случится, если человек перестанет играть, если он освободится от мишуры, от прошлого, от тех чуждых влияний, вызываемых современной культурой? Я ничего не имею против культуры. Она важна. Но я понимаю культуру, как ее понимал Альберт Швейцер: «Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов». Но когда социальное делает из человека марионетку, конформистское существо, когда его уникальность, его драгоценность скрывается за всеми этими семью замками и покровами – что же делать? Как стать ближе?

 

Июль

Здравствуй, светлая моя сестра. В последнее время я все чаще и чаще прихожу к мысли, что сильный человек – это тот человек, который нашел смысл в жизни, соединился с природой, сумел помочь многим и себе самому тоже. Теневой эгоизм – наш путеводитель в мире мрака. Если мы хотим быть светлыми и ходить по миру добра, то не нужно поддаваться эгоизму. Столько людей ради того, что называется здоровым эгоизмом, крушат судьбы других людей. Мир несправедлив именно потому, что мы делаем его таковым. Мы, люди. В природе все гармонично. В жизни людей полно зла, нарциссизма. Мы – великие творцы, и мы же великие разрушители. Мы можем построить великолепное здание совместными усилиями, а на следующий день разрушить его, чтобы насолить соседу. Для избавления от этого порока требуется немало сил и времени. Это все равно что подниматься по очень крутой лестнице, имея для того лишь единственную ногу. Настолько тяжело стать тем, кого называют человеком благоразумным и благодетельным. Слишком много тщеславия, самовлюбленности и эгоизма. Слишком много темного в противовес свету разума.

 

Август

Любимая моя, сестра, лето оканчивается и наступает осень. Ты спрашивала меня, что для тебя важнее всего, какое качество? Я немного подумал и готов сказать тебе – честность. Это качество – честность. Почему, спросишь ты? Почему не сострадание, любовь и другое? Потому что без этого качества человек не придёт к другим. Ему нужно научиться быть честным с собой. Когда он этому научится, то обретет мужество ступать дальше. Уметь смотреть в глубину своей души – качество редкое, но сильное. Быть честным с собою и другим означает избегать собственного эгоизма. Когда человек лжив, его трусость и раболепство владеют им. Он не может стать тем, кем мог бы стать. Однажды, когда будет уже слишком поздно, он сможет припомнить ситуации, когда мог поступать иначе, мужественно, искренне, с чистым сердцем… Что он подумает в эту минуту? Будет ли жалеть. Мы живем в нелегкое время: время огня и роз. С одной стороны – жизнь, беспринципная, жестокая, несправедливая, а с другой – вечная и справедливая, Божественная жизнь. Чаще всего мне бывает страшно, и не всегда я поступаю по совести. Совесть – голос разума и сердца. Он может и должен пробуждать ее в себе. Даже действуя под напором императива, в его общественном и социальном значении, никогда не следует забывать, что человек держит ответ и перед самим собой, а равно и перед Тем, Чьи Законы он представляет. Что если у человека не будет стремления к самопознанию и чувству справедливости? Что если он будет лишен гуманности, а его темная сторона полностью укроет сияющее солнце? Что будет тогда? Человек не будет человеком в той мере, в какой он способен быть, неся внутри истину, данную ему от рождения.

 

Сентябрь

Здравствуй, драгоценная моя сестра. Сегодня весь день шел дождь, и я думал о том, что делать человеку в полном одиночестве, которое ощущает во всей его полноте? Должен ли он пускаться в поисках приключений, находить новые занятия, друзей, любовь, лишь бы забыть о нем?

Мне знаком человек, достигший многого, что может дать материальный мир человеку сильному и целеустремленному. У него есть все, что называется успехом и вызывает старуху-зависть у людей, еще не достигших мудрости, но все равно он чувствует одиночество.

Знаком мне и другой человек: старец, мудрый и почтенный, чьи голубые глаза сияют радостью. С виду он живет бедно, пустынно, но на самом деле его душа богата, а знания неимоверно глубоки. Он знает цену и слову, и делу тоже. Все его движения, даже самые лёгкие, наполнены смыслом. Ни одной минуты не проводит он в бездеятельности, даже когда сидит в кресле. Одиночество –иллюзия. Мы никогда не одиноки – ни среди людей, ни когда одни. Чаще нам кажется, что признание, – спасение от одиночества, что забота других и любовь других – способ. Спасение же в том, чтобы отдавать и наполняться. Чем больше мы даем миру доброго и светлого, тем больше он наполняет нашу душу прекрасными нотами. Мы – музыкальная арфа в руках Творца… живая Арфа, находящая в самой себе Его отражение и узоры, его отпечаток Великой творческой воли…

Я сижу в тиши, но помню, что люди, даже самые недобрые, все они созданы по Его подобию, но оказались под властью сил, что желают замедлить духовное развитие человека, лишить его надежды и веры; отнять у него тот путь, что, конечно, тайный имеется для нас, согласно Его воле и замыслу.

Одиночество может стать врагом и капризом, тяжким грузом на душе человека, а может и не стать им, если его богатое внутреннее содержание, если его внутреннее видение достигнет иных масштабов и линий, перетечет от привыкшей реальности к границам неведомого Бытия.

Мне нравиться сидеть в тишине и беседовать с одиночеством. Оно наполняет мое существо для новых восхождений. Я не думаю, что спасаясь от одиночества и скуки, страха, следует бросаться с головой в омут, не достигнув порога зрелости и той целостности, какая может быть развита в каждом.

 

Октябрь

Здравствуй, внимательная моя сестра. Никто не вынес из прошлого никаких уроков. Что я вижу сегодня, это страх и беспокойства, равнодушие к ближнему и сильный эгоизм к себе самому. Любой сильный эгоизм к себе самому – не любовь. Отторжение, достигающее таких высот, какие выглядывают сегодня, есть результат беспощадной борьбы против гуманизма и человеческого, его внутренних светил, направленное на достижение ad se ipsum в мире технологий, потребления и развлечений.

Просвещение сегодня не имеет той цели, какой ее видел И. Кант. Политическое сегодня – это не беседа властителя с народом, а любовь – не безвозмездный дар, раскрытый человеком для человека. Многие понятия смешались, а еще многие приобрели иное дихотомическое значение. Если я слеп и глух к внешнему, то я могу прожить еще как-нибудь беззаботно, но если мой разум чувственен и восприимчив к внешним событиям, если я чуток и не безразличен к правде, если во мне живет гражданская сознательность, то я увижу мир, наполненный лицемерием и фальшью. История повторяет себя в том смысле, что постепенно шаг шагом, переворачивая страницы, повествует, казалось бы, о новом сказании, но в старых тонах. Каждый день сгущаются сумерки, а грядущее пугает своей неизвестностью. Тирания не запрещает творческие изыскания, – она запрещает мысли, предшествующие им, если они хоть как-нибудь разгоняют тени на ее ложи существования.

Однажды каждый должен для себя решить, что для него мораль, а что долг, и как то и другое соприкасается и согласуется вместе.

 

Ноябрь

Здравствуй, милая моя сестра.

Вчера открыл книгу на странице, что была мне хорошо известна. В ней я прочитал гениальную фразу: «…умей прожить целую жизнь за две ночи, которые тебе отпущены, вместить все, что надо было бы иметь всегда, в тот короткий срок, когда ты можешь это иметь…»

Снаружи завывал ветер, пел далекую песню севера. В камине горел огонь. Желтые и красные языки пламени вздрагивали, извивались. В слабо освещенной комнате на стенах играли тени. Часы показывали полночь, когда я уснул. Задумавшись о короткости жизни, о времени, данном нам – людям, я неосознанно позволил себя увлечь в царство сновидений…

И оказавшись там, я помню, странные, но восхитительные сны виделись; сначала, обрывистые, наполненные туманом, они являлись знаками и силуэтами среди таинственных неразгаданных мест, затем стали более обозримыми, ясными. Они раскрывались передо мной значениями скрытых, лежащих как на ладони истин… Я видел розовые облака и мог притронуться к ним. Я чувствовал, как ласкающий ветер поднимал меня под самые небеса и убаюкивал, словно малютку. Я радовался и плакал, когда, подхваченный невиданным мне существом, я плыл по голубоватым и облачным далям, безбрежным, пусть и одиноким краям. И когда озорной ветер играл со мной: опускал невидимые нити, удерживающие мое тело в воздухе, то я на огромной высоте был подобен падающей птице, – проваливался вниз, в бездонную яму – падал, пока снова не оказывался парящим, избавленный от жуткого потрясения.

Где я был? Что я видел? Я пробудился и снова оказался вдали.

 

Декабрь.

Любимая моя, сестра, я хочу сказать, что человеку может помочь только его внутренняя сила. Эту внутреннюю силу я называю созидательной, и возникает она, и накапливается благодаря силе созидания. Спокойной силе созидания. Подобно падающему снегу за нашими окнами в эту холодную пору, она ложится мягкими хлопьями в недра вечной души.

Когда мы успокаиваемся и наблюдаем жизнь, такой, какая она есть, без предвзятости, с ясным видением и твердым намерением, – мы способны наполняться этой энергией. В нас скрывается прекрасное, но очень часто мы не обращаемся к нему за помощью. Мы ждем помощи извне или думаем, что обстоятельства сами собой изменятся, что счастье заключается в отсутствие проблем и удовлетворении потребностей, необходимых нам для материального существования. Для материального комфорта нам необходим минимум. Если отбросить все то, что прививается культурой, ее экономической требовательностью, то человек впадёт в минимализм, который по праву имеет больше преимуществ, чем нагромождение вещами. Духовное, полнота человека достигается за счет его внутреннего приятия мира; он должен как бы соединиться с жизнью, приняв ее во всех существующих проявлениях. Его воображение, его активная внутренняя созидательность – ключ к внутреннему и внешнему преображению. Если задать вопрос: «Чего я хочу на самом деле?» – то прийти к тому первоисточнику, который есть в нас и просит только одного чувствования настоящего во всей полноте. Соединение с внутренним, душой, Богом, это переживание наполняет человека и делает его жизнь осмысленной. Это короткое письмо, и я бы хотел рассказать тебе непременно, чего ты можешь добиться, используя то, чему научился я и что еще развиваю, пытаясь достигнуть более глубокого состояния.

Когда будешь готова, когда в тебе возникнет желание прикоснуться к таинству созидательности, возьми листок бумаги, закрой глаза на мгновение, сделай три глубоких вдоха, а затем распиши сорок слов, близких твоей душе. Например, слова: легкость, доброта, созидание, любовь, вера. После того как распишешь их, а ты будешь делать это медленно и с любовью, отложи листок и прими такую позу преклонения, обозначающую полное смирение и готовность к переживанию глубокого и сакрального.

Посмотри на список и думай о Великом Вечном, а после начинай произносить каждое слово вслух. Произноси каждое слово с любовью и полной осознанностью, пытаясь понять их глубокое символическое значение. Затем повторяй мысленно, не прекращая поисков. И, наконец, создай образ. Не является ли легкостью тополиный пух, гонимый ветром весенним днем или, может быть, это паутинка, трепещущая на ветру? Или поздней осенью листочек, сорванный с древа и парящий лодочкой? Для каждого слова найдется образ. Это упражнение, легкое на первый взгляд, обогатит внутренне, наполнит положительной силой. Прибегай как можно чаще к нему, и через какое-то время ты пожнёшь его плоды.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх