Александр Бацунов. Порушенная вера

 

Богатело, росло село Титовка (Александровка до 1889 года ),и к 1900 году в селе проживало около трех тысяч крестьян. В 1904 году управой села была собрана сходка. Обсуждался вопрос строительства в селе церкви.

«Ну что, мужики и бабы, нужна ли церковь в нашем селе? Давайте сельчане обсудим

вопрос», – спросил, обращаясь к собравшимся у управы сельчанам староста Тихон Гаврилович. Народ загалдел.

«Что там обсуждать, конечно, надо строить! Или мы нехристи какие. Чтобы покреститься или обвенчаться, ездить надо за тридцать верст. Давай Гаврилыч, займись этим делом. А что от нас, так мы всем миром любую работу сделаем».

На общем собрании весной 1904 года было принято решение обратиться в Барнаульскую уездную Епархию с просьбой на строительство христианской православной церкви в селе Титовка. Через полгода было получено разрешение на строительство в селе церкви Покрова Матери Богородицы, по проекту Оренбургского архитектора.… Освятили место в центре села, заложили первый камень. На деньги из общинной казны села заказали отливку колоколов в Колыване, купили кровельное железо и стройматериалы в мануфактории купца Покидова. На сходке села было решено, для заготовки леса под строительство церкви, выделить со двора одну лошадь с упряжью. В строительстве церкви участвовали практически все мужчины села. В марте 1905 года группа мужиков под руководством старого сельского плотника по прозвищу Чалдон, отправилась в бор с отборкой леса для строительства.

«Вот что мужики, дерево клеймить кондовое, в полторы четверти от корня», – распорядился Чалдон.

Отобранные деревья спиливали ручными пилами, крежевали и вывозили конными парами, привязав веревкой к хомутам лошадей. Да, это был труд не из легких, глубокий мартовский снег затруднял работу. Несмотря на все это, лес заготовили вовремя. Заложили каменный фундамент церкви по проекту архитектора и подобию Оренбургской Покровской церкви. Летом дружно застучали топоры, брызгая смолевой сосновой щепой, бригада плотников начала рубить сруб. В кузнях села зазвенели молоты и загудели от их ударов наковальни, сельские кузнецы ковали церковную ограду и церковный крест. Бригадой плотников заправлял Чалодон, искусный мастер плотницких и столярных дел, старшее поколение жителей окрестных сел хорошо помнили его. Не было деревень, где бы не пользовались сделанными его руками кадками, лучшего мастера по их изготовлению в округе не было. К Покровскому празднику впервые ударил церковный колокол Титовской церкви. Народ собрался со всей округи, заворожено слушая пение колоколов и подголосков, разливавшихся с церковных куполов. Рассказывали старые люди, что лучше звона колоколов Титовской церкви не было. Многие приходили из других деревень в нашу церковь специально для того, чтобы послушать пение колоколов, уж очень по-божественному пели подголоски Титовской церкви. Титовский приход к 1915 году насчитывал около шести тысяч прихожан. За годы службы в Титовской церкви Покрова Божией Матери были обвенчаны и крещены несколько десятков тысяч сельских прихожан. В начале мая 1928 года на собрании коммуно-комсомольского актива Сельского Совета было принято решение – о ликвидации и закрытии Титовской церкви. Отца Ивана с матушкой вывезли из села на телеге два милиционера из района. В кельи церкви жил только один дьячок. Из воспоминаний сторожил, живших в то время, комсомольцами села были сняты со стен церкви все иконы и церковная атрибутика, сложены в деревянный ящик. Во втором ящике находились Метрические книги, ящики лежали в храме церкви. Ночью перед отправкой этих ящиков была гроза, и темень, хоть глаза выколи. Утром взошло солнце, тучи развеялись, пришла подвода с милиционерами для вывоза ящиков. Когда они зашли в церковь, то ящиков на месте не оказалось. За ночь ящики таинственным образом исчезли из церкви. Поиски и опросы сельчан результатов не дали. Арестовав дьячка и его жену, милиционеры уехали в район. Позже, решив, что церковная атрибутика и иконы не являются исторической ценностью, дело решили закрыть. Место нахождения этих икон и метрических книг не известно до сих пор. Жила в селе женщина помешанная, в народе ее помнят как Поруша, женщина была добрая, но не в себе, блаженная. В то время она была девочкой и жила с родителями возле церкви. Так вот, якобы она тогда была нормальной, и в ночь исчезновения ящиков из церкви шла с бабушкой домой. Бабушка та ее, аккурат через месяц умерла, онемела она в эту ночь, а вот Поруша умом тронулась. Что уж они там увидели возле церкви, осталось тайной, только Поруша ходила по деревне и все лопала про каких то людей в черном. В конце мая 1928 года ухнул в последний раз церковный колокол, сброшенный местными комсомольцами с купола церкви, ахнув, перекрестились собравшиеся у церкви многочисленные толпы стариков и старух. Перекрестившись, посылали многочисленные проклятия антихристам, поднявшим руку на Бога, разошлись по домам. Позже сняли церковную ограду, срубив зубилом кованые кресты на ее вершинах, установили в районном центре Ново-Егорьевке, огородив районный парк. Купола и пристройки церкви разобрали, и на улице Алтайской собрали сельскую семилетнюю школу №2. Из дома батюшки сделали сельскую больницу, а из кельи дьячка отделение сельской почты. Сам храм переоборудовали под сельский клуб, в дальнейшем в селе был построен новый Дом Культуры, и храм переоборудовали под спортзал. Сейчас это заброшенное здание находится в районе памятника погибшим воинам села Титовки в годы ВОВ. Только церковный сельский колодезь пережил всех. Почти все жители села Титовки пользовались им, так как он был расположен на общей территории недалеко от Дома Культуры. Тяжелая кованая бадья и его высокий журовец долго еще служили народу в том своем первоначальном виде. Вода в этом колодце всегда была чистая и холодная, утоляя ей свою жажду, никто из нас не задумывался, что именно в воде из этого колодца были выкупаны при крещении наши предки, что в крещение именно в этом колодце святили церковную воду.

В дальнейшем тяжелой и трагической оказалась для наших сельчан утрата Метрических книг Титовской церкви. Параллельно с Титовской церковью записи о рождении ребенка стали вести сельским советом только приблизительно с 1927 года, да и то не все жители села Титовки регистрировали своих младенцев в Сельском Совете, а продолжали по старинке вести регистрацию и крещение в сельском храме. В годы Великой Отечественной Войны требовалось для фронта большое количество солдат. Разнарядки приходили в районный военкомат с указанием количества призывников. К 1943 году в селах района практически призывать на фронт было некого. По этой причине военкоматы занимались припиской возраста призывникам. Отсутствие метрических книг с записями даты рождения давали им возможность приписывать призывникам год, а иногда и два. Многие наши земляки погибли на фронте, так и не дожив до своих восемнадцати лет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх